На тропе «туристических заповедей»
Цель. Научить ребят принимать решения в различных походных условиях, используя знания, полученные на уроках географии, химии, биологии, естествознания
Ход занятия
1.Организация и мотивация деятельности учащихся.
Здравствуйте ребята!
Цель нашего занятия - научиться применять знания, полученные на уроках естественного цикла для разрешения проблемных ситуаций.
А возникнуть они у нас могут во время путешествия на тропе с интересным названием «Туристические заповеди».
2.Игра – путешествие «Туристические заповеди»
Прежде чем мы отправимся на тропу нам необходимо назвать свою команду. Помните!», как корабль назовешь так он и поплывёт. В походе нас будет сопровождать любознательный мальчик, который нам будет задавать разные вопросы: как?, сколько?, что?, почему?, какой?, где?
А ответить на эти вопросы нам помогут те знания, которые мы получили на уроках естествознания, географии, биологии, химии.
И в походе сегодня мы будем идти по туристической тропе от знания к умениям, от испытаний к заповедям, которые потом помогут нам в реальном походе в любой ситуации.
Первая заповедь туриста: Помни! Знания школьные забывать не годится, умение их применять всегда пригодится!
- Где же находится эта тропа? Она везде возле тех, кто ищет, интересуется, стремится к новому. Идите всегда вперёд смелее, даже неизвестными тропами.
По- своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай…
П. Марик
В пути, в незнакомой местности очень легко заблудиться, а потому вы всегда должны уметь ориентироваться.
А, что значит ориентироваться? (вспомните уроки географии в 6 классе).
Задание в группах. Рассмотрите рисунки с разными способами ориентирования! Через минуту поделитесь своими знаниями со всеми.
Вот и прошли мы часть пути, а теперь пришло время отдохнуть на привале.
А где мы находимся? Как определить стороны горизонта, если у нас нет компаса? Вы получаете задания с описаниями местности со страниц походного дневника, вести который в походе необходимо.
Прочитайте описания и определите по местным признакам и предметам стороны горизонта. Вот и сложился, как пазла план нашего привала со всеми сторонами горизонта.
Вот и вторая заповедь, которая всегда поможет ответить на вопрос: «Где?»
Вторая заповедь: «Знать, где север, а где юг – должен помнить юный друг!»
Привал необходим для того, чтобы набраться сил, а так же осмотреть окрестности. Какая природа нас окружает? На уроках естествознания вы изучали, что в природе живые организмы и среда связаны между собой обменом вещества и энергии, и образуют системы. Как они называются? (экосистемы).
Давайте определим по какой экосистеме проходит наша тропа? Ведь на ней мы можем полюбоваться пейзажем, собрать букет, повстречаться с дикими животными.
Задание. Прослушайте внимательно описание экосистемы, обратите внимание на виды растений и животных. На столах у вас есть конверты с изображениями различных растений и животных. Выберите те, что обитают в нашей экосистеме и составьте ее.
Теперь вы можете определить, как называется наша экосистема – с т е п ь! Добавьте еще представителей из конвертов на «модель» нашей экосистемы.
Поэт Кирсанов описывая степь использует сравнительный оборот. О какой особенности степи он хочет сказать?
Природа может приносить нам очень много пользы, а мы должны уметь к ней бережно относится. Вот и следующая заповедь.
Третья заповедь: «Любить природу – значит знать ее!»
А сколько богатств имеется в природе,- нам не сосчитать! И в степи их много! Рассмотрите слайд и конверты с материалами у вас на столах. В походе они вам очень помогут: и напоят, и накормят, и взбодрят!
Задание в группах. Из собранных растений, грибов, плодов приготовить:
1 гр.- бодрящий напиток;
2 гр.- витаминный салат;
3 гр.- горячий обед.
Бывалые туристы давно освоили лесное поварское искусство! Можете воспользоваться их советами. Да и на уроках биологии, труда и ОБЖД вас учили этому.
Составьте свои блюда и докажите, что они вкусные и питательные.
Получается, что если у вас закончилась еда – в природе вы сможете найти продукты для питания. Но если вы проголодались – это полбеды, а если у вас болит горло или нога, поднялась температура?.. На этот случай вы должны уметь воспользоваться аптечкой, которую вы непременно должны взять с собой. Для начала соберем ее, а знания уроков ОБЖД и слайд помогут нам.
Задание. Из предложенных медикаментов на столе соберите в походную аптечку те, которые вы должны взять с собой и уметь воспользоваться ими.
Ну, а если мы забыли аптечку на привале, или уронили ее в реку? Вспомните слова Кирсанова о степи – снова природа приходит к нам на помощь.
Задания в группах. Соберите «целительный букет» из растений, которые растут в степи, вокруг нас. Вы можете воспользоваться подсказкой у вас на столе «Лекарственные растения».
Вот мы освоили следующую заповедь. Как вы считаете, а правильно поступаем мы, если срываем все растения и цветы, которые привлекли наше внимание?
Четвертая заповедь: «Пользуясь дарами вокруг – береги их юный друг»!
Наш юный друг задает нам следующий вопрос: «какой?»
Какой еще компонент необходим путнику? В рюкзаке у вас обязательно есть одежда, еда, и, конечно, бутылочка с питьевой водой. А для чего нам необходима вода?
Но вот возможная неожиданность! Вода заканчивается, а на привале нам нужно ее много. Можно ли воспользоваться водой из озера из пруда для приготовления пищи? Почему?
Задание в группах. Каждая группа выбирает только один предмет из предложенных и объясняет свой выбор.
Какие способы и предметы вы используете, и в какой очередности? (очистка – отстаивание – фильтрование)
Вот и пятая заповедь: «Вода – чудесный дар природы»!
Наш неугомонный друг задаёт нам вопрос «Как?»
Действительно, как мы вскипятим воду или приготовим горячий обед?
Сначала разгадаем загадки о нужных вещах!
Загадки о нужных вещах
- Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен, можно в нем уху сварить, чай душистый вскипятить (казан).
- В маленьком домике проживают гномики, уж такие добряки – раздают всем огоньки (спички).
- Отгадать легко и быстро: мягкий пышный и душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).
- Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой, ждет лошадка у ворот – открывай пошире рот (ложка).
- Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко (гриб).
- В воде она родиться, но странная судьба: воды она боится и гибнет в ней всегда (соль).
Молодцы!
Загадки о нужных вещах для похода вы разгадали, и, наверняка, не забудете их взять с собой.
А чего не хватает нам на привале для приготовления обеда, душевной беседы, для весёлой песни?
Костёр!
Вот теперь мы должны вспомнить, что мы знаем о костре.
Задание в группах.
1гр.- определяет место для костра;
2гр - выбирает из предложенных предметов необходимое, чтоб разжечь костёр;
2гр - выбирает всё необходимое ,чтобы костер потушить.
Знания мы повторили я, а теперь к делу!
- хворост, или дровишки мы уже приготовили!
- сложите костёр так, чтоб он горел долго и жарко!
Какие условия ему нужны для этого.? Химия, ау, где ты?
А почему мы должны заботиться о том, как потушить костёр?
Вот мы постигли с вами шестую заповедь:
« Огонь помощник - берегись его!»!
3. Закрепление. Вот и закончилось наше путешествие на тропе «Туристических заповедей»- Давайте повторим эти необходимые шесть заповедей!
Выполненный проект занятия.
- У нас осталось время для применения новых знаний и умений во время отдыха!
Досуг в походе
Продолжите фразы:
-
В походе можно…
-
В походе нельзя…
-
Любимые игры в походе…