На тропе «туристических заповедей»

 

Цель. Научить ребят принимать решения в различных походных условиях, используя знания, полученные на уроках географии, химии, биологии, естествознания

 

Ход занятия

 

1.Организация и мотивация деятельности учащихся.

Здравствуйте ребята!

Цель нашего занятия - научиться применять знания, полученные на уроках естественного цикла для разрешения проблемных ситуаций.

А возникнуть они у нас могут во время путешествия на тропе с интересным названием «Туристические заповеди».

 

2.Игра – путешествие «Туристические заповеди»

Прежде чем мы отправимся на тропу нам необходимо назвать свою команду. Помните!», как корабль назовешь так он и поплывёт. В походе нас будет сопровождать любознательный мальчик, который нам будет задавать разные вопросы: как?, сколько?, что?, почему?, какой?, где?

А ответить на эти вопросы нам помогут те знания, которые мы получили на уроках естествознания, географии, биологии, химии.

И в походе сегодня мы будем идти по туристической тропе от знания к умениям, от испытаний к заповедям, которые потом помогут нам в реальном походе в любой ситуации.

Первая заповедь туриста: Помни! Знания школьные забывать не годится, умение их применять всегда пригодится!

 

- Где же находится эта тропа? Она везде возле тех, кто ищет, интересуется, стремится к новому. Идите всегда вперёд смелее, даже неизвестными тропами.

По- своему чудесен каждый край,

И если хочешь ты увидеть чудо,

По белу свету странствовать ступай…

П. Марик

 

В пути, в незнакомой местности очень легко заблудиться, а потому вы всегда должны уметь ориентироваться.

 

А, что значит ориентироваться? (вспомните уроки географии в 6 классе).

 

Задание в группах. Рассмотрите рисунки с разными способами ориентирования! Через минуту поделитесь своими знаниями со всеми.

 

hello_html_m127a72c4.jpg

 

Вот и прошли мы часть пути, а теперь пришло время отдохнуть на привале.

А где мы находимся? Как определить стороны горизонта, если у нас нет компаса? Вы получаете задания с описаниями местности со страниц походного дневника, вести который в походе необходимо.

Прочитайте описания и определите по местным признакам и предметам стороны горизонта. Вот и сложился, как пазла план нашего привала со всеми сторонами горизонта.

hello_html_5a41e2b9.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот и вторая заповедь, которая всегда поможет ответить на вопрос: «Где?»

Вторая заповедь: «Знать, где север, а где юг – должен помнить юный друг!»

Привал необходим для того, чтобы набраться сил, а так же осмотреть окрестности. Какая природа нас окружает? На уроках естествознания вы изучали, что в природе живые организмы и среда связаны между собой обменом вещества и энергии, и образуют системы. Как они называются? (экосистемы).

Давайте определим по какой экосистеме проходит наша тропа? Ведь на ней мы можем полюбоваться пейзажем, собрать букет, повстречаться с дикими животными.

 

Задание. Прослушайте внимательно описание экосистемы, обратите внимание на виды растений и животных. На столах у вас есть конверты с изображениями различных растений и животных. Выберите те, что обитают в нашей экосистеме и составьте ее.

 

hello_html_m4aecbdb8.jpg

 

Теперь вы можете определить, как называется наша экосистема – с т е п ь! Добавьте еще представителей из конвертов на «модель» нашей экосистемы.

 

hello_html_m381d72a4.jpg

 

Поэт Кирсанов описывая степь использует сравнительный оборот. О какой особенности степи он хочет сказать?

 

hello_html_me6a7865.jpg

 

Природа может приносить нам очень много пользы, а мы должны уметь к ней бережно относится. Вот и следующая заповедь.

 

Третья заповедь: «Любить природу – значит знать ее!»

А сколько богатств имеется в природе,- нам не сосчитать! И в степи их много! Рассмотрите слайд и конверты с материалами у вас на столах. В походе они вам очень помогут: и напоят, и накормят, и взбодрят!

Задание в группах. Из собранных растений, грибов, плодов приготовить:

1 гр.- бодрящий напиток;

2 гр.- витаминный салат;

3 гр.- горячий обед.

 

Бывалые туристы давно освоили лесное поварское искусство! Можете воспользоваться их советами. Да и на уроках биологии, труда и ОБЖД вас учили этому.

 

Составьте свои блюда и докажите, что они вкусные и питательные.

hello_html_m5c394c92.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получается, что если у вас закончилась еда – в природе вы сможете найти продукты для питания. Но если вы проголодались – это полбеды, а если у вас болит горло или нога, поднялась температура?.. На этот случай вы должны уметь воспользоваться аптечкой, которую вы непременно должны взять с собой. Для начала соберем ее, а знания уроков ОБЖД и слайд помогут нам.

 

Задание. Из предложенных медикаментов на столе соберите в походную аптечку те, которые вы должны взять с собой и уметь воспользоваться ими.

hello_html_m7226c9c5.jpg

 

Ну, а если мы забыли аптечку на привале, или уронили ее в реку? Вспомните слова Кирсанова о степи – снова природа приходит к нам на помощь.

 

Задания в группах. Соберите «целительный букет» из растений, которые растут в степи, вокруг нас. Вы можете воспользоваться подсказкой у вас на столе «Лекарственные растения».

 

hello_html_m4d75a87.jpg

 

Вот мы освоили следующую заповедь. Как вы считаете, а правильно поступаем мы, если срываем все растения и цветы, которые привлекли наше внимание?

 

Четвертая заповедь: «Пользуясь дарами вокруг – береги их юный друг»!

 

Наш юный друг задает нам следующий вопрос: «какой?»

Какой еще компонент необходим путнику? В рюкзаке у вас обязательно есть одежда, еда, и, конечно, бутылочка с питьевой водой. А для чего нам необходима вода?

Но вот возможная неожиданность! Вода заканчивается, а на привале нам нужно ее много. Можно ли воспользоваться водой из озера из пруда для приготовления пищи? Почему?

 

Задание в группах. Каждая группа выбирает только один предмет из предложенных и объясняет свой выбор.

 

hello_html_m53a6a554.jpg

 

Какие способы и предметы вы используете, и в какой очередности? (очистка – отстаивание – фильтрование)

 

Вот и пятая заповедь: «Вода – чудесный дар природы»!

 

Наш неугомонный друг задаёт нам вопрос «Как?»

Действительно, как мы вскипятим воду или приготовим горячий обед?

Сначала разгадаем загадки о нужных вещах!

 

Загадки о нужных вещах

 

- Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен, можно в нем уху сварить, чай душистый вскипятить (казан).

- В маленьком домике проживают гномики, уж такие добряки – раздают всем огоньки (спички).

- Отгадать легко и быстро: мягкий пышный и душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).

- Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой, ждет лошадка у ворот – открывай пошире рот (ложка).

- Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко (гриб).

- В воде она родиться, но странная судьба: воды она боится и гибнет в ней всегда (соль).

 

Молодцы!

Загадки о нужных вещах для похода вы разгадали, и, наверняка, не забудете их взять с собой.

А чего не хватает нам на привале для приготовления обеда, душевной беседы, для весёлой песни?

Костёр!

Вот теперь мы должны вспомнить, что мы знаем о костре.

 

Задание в группах.

1гр.- определяет место для костра;

2гр - выбирает из предложенных предметов необходимое, чтоб разжечь костёр;

2гр - выбирает всё необходимое ,чтобы костер потушить.

Знания мы повторили я, а теперь к делу!

- хворост, или дровишки мы уже приготовили!

- сложите костёр так, чтоб он горел долго и жарко!

Какие условия ему нужны для этого.? Химия, ау, где ты?

А почему мы должны заботиться о том, как потушить костёр?

 

Вот мы постигли с вами шестую заповедь:

« Огонь помощник - берегись его!»!

 

3. Закрепление. Вот и закончилось наше путешествие на тропе «Туристических заповедей»- Давайте повторим эти необходимые шесть заповедей!

hello_html_67d12361.jpg

 

Выполненный проект занятия.

- У нас осталось время для применения новых знаний и умений во время отдыха!

 

Досуг в походе

 

Продолжите фразы:

  • В походе можно…

  • В походе нельзя…

  • Любимые игры в походе…