Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................

4

I. НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………………………

 

 

5

 1.1.Нетрадиционные занятия: сущность понятия, значение в образовательном процессе……………………………………………………….

5

 1.2. Классификация нетрадиционных занятий в дополнительном образовании……………………………………………………………………….

 

7

 1.3. Нетрадиционные  формы организации образовательного процесса в детских объединениях   туристско-краеведческого направления……………..

 

8

1.4. Подготовка и проведение нетрадиционных занятий………………………

10

II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЯ ПЕРВАЯ ТРОПИНКА»……………………........................................................ 

 

 

12

2.1. Методическое сопровождение занятия по теме «Ориентирование в аварийной ситуации»……………………………………………………………..

 

12

2.2. Методическое сопровождение занятия по теме «Города Кузбасса»…......

16

2.3. Методическое сопровождение занятия по теме «Туристские узлы»…......

18

2.4. Методическое сопровождение занятия по теме «Творческий отчет»….....

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

22

Список литературы……………………………………………………………….

23

Приложения……………………………………………………………………….

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм и краеведение - это одно из важнейших современных направлений патриотического воспитания подрастающего  поколения.

«Любовь  к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может быть рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» - эти слова Д.С.Лихачёва, считавшего, что именно краеведение и туризм являются «прекрасной школой воспитания гражданственности».

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной  распоряжением Правительства РФ 04.09. 2014 г. №1726-р, «развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных  преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств».

Как показала практика дополнительного образования, копирование школы с её традиционными  занятиями, контролем успеваемости и т.п. в детских объединения туристско-краеведческого направления не приносит положительных результатов.

Следовательно,  необходим творческий подход к проведению занятий,  в  учреждениях дополнительного образования они, несомненно, должны быть нетрадиционными.

Цель представленной работы: составить методическое проектирование нетрадиционных занятий  при изучении раздела «Начальная туристская подготовка»  общеразвивающей программы «Моя первая тропинка».

Именно туризм и краеведение являются благодатной почвой для проведения таких занятий. Не может быть патриотом  человек, не знающий  свою Родину – её историю, географию, топонимику. Но во время привычных занятий нельзя увидеть собственными глазами все красоты родного края.

Глубже познать свою малую Родину, как составную часть нашей великой страны, помогут походы, экскурсии, экспедиции. Такие занятия   формируют   у    детей  устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, скованность, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему и происходит лучшее усвоение материала.

В детских объединениях туристско-краеведческой деятельности МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.города Белово» уже на протяжении многих лет  используются нетрадиционные формы занятий.

I. НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО  ОПТИМИЗАЦИИ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

 

1.1. Нетрадиционные занятия: сущность понятия, значение в образовательном процессе

 

По определению И.П. Подласого, нестандартный урок — это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» [13].

По определению Л.В. Жаровой «нетрадиционные уроки - это уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» [8].

В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия) [11].

Г.К. Селевко [15]  предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нетрадиционных структурах и методах».

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остается несколько расплывчатым.

 В свою очередь, в дополнительном образовании одной из форм организации  воспитательно-образовательного процесса является занятия,  которые тоже могут быть нетрадиционными.

 Необходимо отметить, что нетрадиционные занятия можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения [1].

Нетрадиционные занятия - это возможность развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Практика проведения занятий в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут полностью заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Только оптимальное сочетание всего многообразия типов нетрадиционных занятий может способствовать успешному развитию личности учащихся [3].

Можно  выделить достоинства и недостатки нетрадиционных занятий,  представленные  в таблице 1 [16].

Достоинства и недостатки традиционного и нетрадиционного урока

 

Таблица 1

Элементы

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Концептуальная основа

Недостатки: субъект –объектные взаимодействия в системе «педагог-учащийся», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства: субъект –субъективные позиции в системе «педагог-учащийся», возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

 

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура занятия. Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.

Недостатки: большие затраты времени

 

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности учащихся

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога педагога

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности педагога

Методы и формы работы педагога

Достоинства: контроль со стороны педагога за содержанием, ходом занятия, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны педагога

Деятельность педагога в процессе управления усвоением материала. Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения. Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь. Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностике результатов обучения

 

1.2. Классификация нетрадиционных учебных занятий

 

Классификация нетрадиционных учебных занятий позволяет определить их место в реализуемой педагогом системе, следовательно, более обоснованно планировать, добиваясь поставленных целей. Хотя четкую классификацию нетрадиционных занятий дать сложно. В таблице 2 представлена классификация нетрадиционных учебных занятий  в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям - планируемым результатам обучения.

 

Классификация нестандартных учебных занятий

 для системы дополнительного образование детей

Таблица 2

Типы занятий

Варианты нетрадиционных занятий

Занятия формирования новых знаний

Интегрированные (межпредметные) занятия.  

Учебные конференции.  

Занятия  – экскурсии (экспедиции, путешествия).  

Занятия – исследования

Занятия обучения умениям и навыкам

Занятия – тренировки.

Практикумы.

 Занятия-диалоги.

 Занятия с ролевой, деловой игрой

Занятия повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Игровые занятия: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «О, счастливчик».

 Занятия – тренировки

Занятия проверки и учета знаний и умений

Занятия – соревнования.

 Занятия-консультации.

 Зачетные занятия.

 Занятия-викторины.

 Смотр знаний.

 Защита творческих работ, проектов

 

Учебному занятию, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности педагога  и учащихся, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим   содержание  учебного  материала,  выбор средств и методов

обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности в поведении учащихся  становится развивающим.

Существует классификация  нетрадиционных занятий на основании не совсем обычных методов и форм проведения.

К ним относят:  

- занятия с измененными способами организации: занятие-лекция, защита знаний, защита идей, занятие вдвоем, занятие - встреча;

- занятия, опирающиеся на фантазию: занятие - сказка, занятие творчества: занятие - сочинение, занятие изобретательства, занятие - творческий отчет, занятие -  выставка, занятие - рассказ об ученых,  занятие - сюрприз, занятие -подарок;

- занятия, имитирующие какую-либо деятельность: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие по стране, экспедиция;

- занятия  с состязательной игровой основой: урок-игра: «Придумай проект», проверочный кроссворд, занятие в форме игры «Лото» и т. д.

- занятия, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, защита оценки, занятие – семинар.

Таким образом, в методике обучения выделяют множество видов нетрадиционных занятий, которые позволяют педагогу повысить эффективность своей работы. Единой классификации в настоящее время нет, так как трудно взять за основу единые критерии.

 

1.3. Нетрадиционные  формы организации образовательного процесса в детских объединениях  туристско-краеведческого направления

 

К нетрадиционным  формам организации деятельности детей в образовательном  процессе относятся:

Интегрированные занятия – занятия, основанные на межпредметных связях.

Занятия-соревнования – к ним относятся занятия не только спортивного направления, но и конкурсы, турниры, викторины и т.п..

 Занятия, основанные на методах общественной практики - комментарий, репортаж, интервью, конференция, изобретение, аукцион, митинг, бенефис и     т.д.

 Занятия, основанные на нетрадиционном преподнесении учебного материала - презентация, исповедь и т.п.

 Занятия - фантазии - занятие-сюрприз, занятие-приключение, занятие-сказка, занятие - путешествие.

 Занятие, основанное на имитации общественной деятельности - суд, учёный совет, следствие, заседание парламента.

 Семинар – форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Семинар помогает развить аналитическое мышление, развивает навыки публичных выступлений.

Экскурсия – коллективное посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Одним из видов экскурсий являются краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Экспедиция – поход, поездка группы со специальным заданием.

Туристский поход – прохождение группой определённого маршрута с какой-либо целью: оздоровление, познание, физическое и спортивное развитие, воспитание.

Выбор формы занятия зависит от того, какую цель ставит перед собой педагог и от того, какие способности ребёнка при этом будут задействованы. Например, если необходимо развивать творческие способности, воображение, то можно использовать такие черты характера детей, как умение и желание фантазировать. Для этой цели подойдёт такая форма занятия, как занятие-сказка, занятие-путешествие и т.п.

Несмотря на многообразие форм занятий,  все они должны иметь общие характеристики:

-  цель, конкретное содержание и определённые методы организации учебного процесса;

- определённую структуру, то есть состоять из отдельных взаимосвязанных этапов;

- построение образовательного процесса должно осуществляться по определённой логике, зависящей от его цели и типа.

Занятия в детских объединениях туристско-краеведческого направления, в отличие от  занятий в других детских объединениях,  имеют свою специфику. Она заключается в том, что изучаемый материал по большей части состоит из практической составляющей, то есть в получении определённых знаний, умений, навыков, без которых невозможны дальнейшие занятия туризмом. Более того, в отличие от других дисциплин, отсутствие некоторых знаний и навыков может приводить  к аварийным ситуациям.

Поэтому на начальном этапе обучения необходимо, прежде всего, нацелить учащихся на серьёзное отношение к занятиям и добиваться полного усвоения материала. Помочь этому как раз и может нетрадиционная форма занятий.

 

1.4. Подготовка и проведение нетрадиционных занятий

 

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

-  определение временных рамок;

- определение темы;

- определение типа занятия;

- выбор нетрадиционной формы;

- выбор форм учебной и воспитательной работы.

Выбор формы занятия

Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика изучаемого курса и группы,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности обучающихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы

При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:

- особенности и возможности выбранной формы;

- характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).

2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:

- распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);

- написание сценария занятия (с указанием конкретных целей);

- подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

- разработка критериев оценки деятельности учащихся.

3. Проведение нетрадиционного занятия.

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ.

Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

 

Формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

1) Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

- беседа с игровыми элементами;

- сказка;

- сюжетно-ролевая игра;

- игра-путешествие;

- игра-имитация;

- викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

2) Для учащихся среднего школьного возраста:

- лекция;

- учебная игра, ролевая игра;

- защита творческого проекта;

- творческие конкурсы;

- КВН;

- заочная экскурсия;

- коллективное творческое дело (КТД);

- тематические задания по подгруппам.

3) Для учащихся старшего школьного возраста:

- проблемная лекция;

- пресс-конференция;

- практические занятия;

- семинар;

- тематическая дискуссия;

- групповая консультация;

- защита творческой работы;

- деловая игра, ролевая игра;

- презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

 

 

 

Требования к проведению занятия

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:

- Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.

- Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

- На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников.

- Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.

- Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.

 

II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«МОЯ ПЕРВАЯ ТРОПИНКА»  

 

2.1. Методическое сопровождение занятия по теме

«Ориентирование в аварийной ситуации»

Тип: получение и систематизация знаний.

Форма: интегрированное занятие.

     Цель: формирование и развитие знаний  и умений для определения сторон света  без помощи компаса. 

Задачи:

- способствовать формированию знаний  поведения  в аварийной ситуации;

- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

- развивать способность анализировать ситуацию  и находить правильное решение;

- воспитывать уверенность в своих силах, способность не терять присутствие духа в сложных ситуациях.

Методы обучения: проблемный, словесно-наглядный.

Средства обучения:  презентация, компас, механические наручные часы, карта звёздного неба, карточки с необходимыми иллюстрациями, карточки с контрольными  заданиями. Возможно использование ТСО.

 

Ход занятия

  • Подготовительный  этап (мотивационный).

Педагог: Здоровается с детьми.

Проблемная ситуация

«Несмотря на развитие цивилизации, даже в настоящее время человек может оказаться один на один с дикой природой. Например, самолёт совершил аварийную посадку где-нибудь в глухой тайге, и пилот вынужден самостоятельно выбираться к людскому жилью. Могут заблудиться и люди, отправившиеся в тайгу за грибами, ягодами».

- Как вы думаете, что необходимо  знать в данной ситуации?

Ответы детей.

Сообщение  темы  занятия   “Ориентирование в аварийной ситуации”.

Ассоциативный ряд

Педагог предлагает учащимся  вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема.

  • Основной этап (актуализация знаний, умений).

Рассказ педагога сопровождается показом слайдов о возможных аварийных ситуациях, требующих умения ориентироваться на местности

Педагог: Теперь  вы поняли, что в случае аварийной ситуации, то есть вы заблудились, необходимо определить стороны света.  Это поможет вам выбрать правильное направление своего движения.

Наши предки во времена, когда ещё не было компаса, определяли стороны света по солнцу и звёздам. Ведь солнце всходит на востоке, а заходит на западе.  В полдень же солнце в средних широтах находится над нашей головой в южной части неба. Определить в это время направление на север можно по самой короткой тени, отбрасываемой каким-либо предметом. Ориентироваться ночью помогала Полярная звезда. Ещё древние мореплаватели заметили, что она всегда расположена в северной части неба и пользовались ею для ориентирования во время своих путешествий».

Далее педагог с помощью карты звёздного неба объясняет, как отыскать Полярную звезду: «Вначале нужно найти созвездие Большой Медведицы и от неё вверх отложить 5 высот её «ковша». В этом месте находится небольшое созвездие - Малая Медведица, имеющее такую же  форму. Полярная звезда находится в окончании «ручки» этого «ковша» и является самой яркой звездой этого созвездия. А расположено оно в северной части неба».

Но кроме этого есть ещё способы ориентирования без помощи компаса, и педагог просит детей перечислить их.

После этого все эти способы разбираются  более подробно.

1. Ориентирование по растительному миру. Педагог рассказывает о способах ориентирования по кронам и коре деревьев, мху, годовым кольцам пней. Интенсивность тепла и света, попадающего на растение, зависит от сторон света. С юга она больше, с севера – меньше.  Растения чутко реагируют на это, и  от этого зависит их внешний вид.

На этом этапе занятия используются карточки с иллюстрациями, либо необходимое изображение показывается на мониторе.

 Таким образом, растения можно использовать в качестве своеобразного компаса.  Однако нужно уточнить, что эти способы имеют большую погрешность и пользоваться ими можно лишь,  когда исчерпаны все другие возможности.

 2. Ориентирование  по животному миру. Педагог рассказывает об ориентировании по муравейникам, норам грызунов в степи, перелётным птицам и просит сравнить, какой из  способов ориентирования более надёжен: по животному или по растительному миру и объяснить почему.

 3. Далее следует рассказ о некоторых, достаточно надёжных способах  - это ориентирование по квартальным столбикам, культовым сооружениям и погодным условиям.

Вначале педагог поясняет, что по принятым в нашей стране стандартам лесные массивы, в которых ведётся хозяйственная деятельность, для удобства делятся на кварталы. Кварталы разделяются между собой просеками, которые прорубаются по направлениям север-юг и запад-восток. На перекрёстках просек устанавливают, так называемые, квартальные столбики с номерами кварталов. Их грани, на которых написан номер, развёрнуты в сторону соответствующего квартала. Если учесть, что нумерация кварталов ведётся с запада на восток и далее на юг, то угол, образованный гранями с наименьшими цифрами, будет всегда указывать на север.

Для лучшего усвоения данного материала в процессе рассказа нужно показать учащимся слайд или карточку с изображением квартального столбика.

Не следует ориентироваться по отдельным просекам, так как они часто прорубаются для каких-то конкретных хозяйственных нужд и могут иметь любое направление).

С большой степенью точности можно ориентироваться по культовым сооружениям. К ним относятся  церкви,  часовни и т.п.  Крест,  который венчает эти сооружения, имеет косую нижнюю перекладину. Согласно православным канонам, её верхний приподнятый конец всегда обращён на север. Это же распространяется и на кресты, устанавливаемые на местах захоронений.

Можно попытаться сориентироваться по метеоусловиям. Мы знаем, что погода у нас определяется циклонами и антициклонами. Циклоны приносят  непогоду, то есть осадки, усиление ветра и т.п. Приходят циклоны с запада, следовательно, и ветер, дующий в это время, будет западным. Но полной гарантии этот метод не даёт.

Педагог предлагает учащимся выйти на стадион Дворца творчества.

Упражнение в определении сторон света по солнцу и часам

Педагог рассказывает об ещё одном способе ориентирования, который обладает достаточной точностью - по солнцу и часам. Для этого необходимо повернуть их в горизонтальной плоскости так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Остальные стрелки - минутная и секундная - в работе не участвуют. Биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой “2” укажет направление на  юг.

После того, как дети  научатся пользоваться этим способом, педагог предлагает  проверить его точность, сравнив показания «часового компаса» с настоящим и сделать вывод  о его надёжности.

Может возникнуть вопрос, а зачем пользоваться часами, если в ясную погоду можно сориентироваться по солнцу?  

Педагог поясняет, что точно определить стороны света по солнцу можно только во время восхода или заката, когда оно находится низко над горизонтом, а также в полдень - по самой короткой тени. В остальное же время это сделать невозможно без применения каких-либо технических средств, в частности, часов.

В заключение педагог поясняет,  что никогда нельзя доверять только одному какому-либо способу. Например, посмотреть на одном пне, где растёт мох, определить направление на север и прекратить дальнейшее ориентирование. Нужно обязательно проверять себя на нескольких объектах, а также не только по одному признаку, а сразу по нескольким, например, по мху, по коре, по муравейникам и только при совпадении  показаний у всех способов, можно делать вывод, что вы на верном пути.

 

III. Заключительный этап (рефлексия).

Педагог: Наше занятие подошло к концу.  Возьмите по  карточке и продолжите фразу, написанную на ней.

Карточки «Продолжи фразу»:

· Сегодня я узнал…

· Было интересно…

· Было трудно…

· Я понял, что…

· Теперь я могу…

· Я научился..

· Я смог..

· Я попробую…

· Меня удивило..

· Мне захотелось…

Дети берут карточки и говорят продолжения фраз, написанных на карточке

Педагог: Дома расскажите родителям, что нового вы узнали на занятии, научите младших братьев и сестёр способам ориентирования без помощи компаса.

 

2.2.  Методическое сопровождение занятия по  теме «Города Кузбасса»

 

Тип: получение и систематизация знаний

Форма: занятие-путешествие.

Цель: формирование и развитие знаний и навыков исследовательской работы и пользования литературой.

Задачи:   

-  формирование  знаний учащихся  о  городах  и  достопримечательностях

 нашей  области;

- развивать способность к самостоятельной работе с картой, специальной литературой, умению анализировать полученные знания;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-воспитывать любовь и уважение к малой Родине.

Методы обучения: проблемный, словесно-наглядный.

Средства обучения: карты Кемеровской области  - физическая и административная, атлас автомобильных дорог России, специальное  оборудование – курвиметр или циркуль, линейка, карандаши, бумага для записи, слайды с  видами достопримечательностей Кузбасса, специальная литература.

Ход занятия

 

  • Подготовительный этап (мотивационный).

Педагог: Здоровается с детьми.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда? Вы мне скажете сами.

На слайде выводятся слова, учащимся  предлагается определить их:

Для того чтобы определится с маршрутом путешествия предлагаю, разгадать слова. 

Анаграмма

Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Инструкция. У каждой группы на столе карточки вам нужно разгадать, какие слова в них зашифрованы, подсказка, это  2 существительных, одно из которых имя собственное.

Те группы, которые выполнят задание, поднимают руку (группы работают, затем по очереди зачитывают разгаданные анаграммы, которые сверяются с презентацией). 

На презентации выводятся составленные слова, а затем тема урока

«Города Кузбасса»

Сегодня тема занятия «Города Кузбасса». Скажите, а как можно познакомиться с городами и другими достопримечательностями? Правильно, совершить путешествие в эту местность, с которой мы собираемся познакомиться. Но, поскольку мы не можем в данный момент сделать это в реальности, мы можем сделать это виртуально.

II. Основной этап (актуализация знаний, умений).

Группа делится на несколько экипажей по 3-4 человека.

Далее педагог предлагает  «проехать на автомобиле» от самого южного до самого северного города области, то есть от Таштагола до Мариинска. Этот путь  разбивается на несколько участков,  которые будут проходиться одним из экипажей:

Таштагол – Новокузнецк – проходит 1-й экипаж.

Новокузнецк – Белово – проходит 2-й экипаж.

Белово – Кемерово – проходит 3-й экипаж.

Кемерово – Мариинск – проходит 4-й экипаж.

  Каждый из членов  экипажа должен иметь свои обязанности: командир, штурман, краевед и т.п.  Во время прохождения своего участка учащиеся должны замерить пройденное расстояние, отметить наиболее крупные и известные населённые пункты, через которые проходит  маршрут, а также сделать описание окружающего ландшафта и местных достопримечательностей.

После прохождения своего участка учащиеся составляют краткий отчёт по заранее оговорённому плану, пользуясь литературой, находящейся на стенде.

По окончанию занятия каждый экипаж выступает с сообщением о проделанной работе. Педагог, при необходимости, комментирует и дополняет сообщения. Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается определить достопримечательности Кузбасса, которые он демонстрирует на слайдах.

После подведения итогов педагог благодарит учащихся за активную работу на занятии.

III. Заключительный этап (рефлексия).

Педагог:  По доброй традиции путешествуя по городам, каждый человек на память делает фотоснимки,  а я хочу, чтобы на память о сегодняшнем путешествии у Вас остался фильм, и представляю его Вашему вниманию.

(Просмотр фильма 1- 2 мин.)

"Синквейн".

Учащимся  предлагается написать синквейн на основе материала занятия Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

 

2.3. Методическое сопровождение занятия по теме «Туристские узлы»

 

Тип: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков

 Форма: занятие-соревнование.

Цель: закрепление и контроль усвоения пройденного материала.

  Задачи:  

 -   способствовать совершенствованию навыков по вязанию основных туристских узлов;

-    развивать способность к  анализу ситуации, выбору правильного решения;   

-    воспитывать уверенность в своих силах, чувство коллективизма.

Методы обучения: проблемный, словесно-наглядный, практический

Средства обучения:  специальное  снаряжение – отрезки основной и вспомогательной верёвки длиной  2,5  - 3 м, секундомер, протоколы.

 

Ход занятия

 

  • Подготовительный этап (мотивационный).

Готовится необходимое для урока оборудование и место соревнований. На веревке, натянутой между двумя опорами, висят три отрезка верёвки: два из них – из вспомогательной, третий – из основной веревки.  

  Педагог: Здоровается с детьми.

Педагог: - Представьте ситуацию, когда вам нужно спуститься с крутого обрыва, а у вас нет верёвки необходимой длины. Но есть несколько отрезков верёвок разной длины и диаметра. Как поступить в данной ситуации?

Дети отвечают.

Педагог: - Давайте посоревнуемся, кто быстрее и правильнее справится с проблемой. Для этого разделимся на команды по 4 человека, а один из оставшихся будет  исполнять обязанности секретаря. Проведём жеребьёвку очерёдности выступления команд.

 

II. Основной этап (актуализация знаний, умений).

Педагог объясняет ход соревнования. Необходимо связать  между собой отрезки верёвок, закрепить один конец к опоре, а на другом завязать заранее оговорённый узел. Узлы не должны повторяться. Каждый из участников команды вяжет один узел. Участники не могут помогать друг другу, но могут давать подсказки.

Затем даётся старт первой команде. Педагог или секретарь секундомером засекает время работы команды. Время останавливается после того, как участник завяжет последний узел. Время заносится в протокол. Педагог вместе с командой проверяет правильность завязанных узлов.   

Штрафное время (оговаривается заранее) даётся за следующие ошибки:

- неправильно завязан узел;

- «перехлёст» на узле;

- узел не соответствует своему назначению.

Штрафное время также заносится в протокол.

 

III. Заключительный этап (рефлексия).

После окончания соревнований подводятся итоги. Лучший результат определяется по наименьшему времени, затраченному командой на выполнение задания. Оно складывается из чистого времени на выполнение задания и штрафного времени.

Педагог проводит разбор мероприятия. Указывает на допущенные ошибки и проводит награждение победителей.

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Соревнование дало вам возможность увидеть своё «слабое звено». И я надеюсь, что в дальнейшем вы  преодолеете эти пробелы.

 

2.4. Методическое сопровождение занятия по теме «Творческий отчёт»

 

Тип: обобщение и систематизация знаний.

Форма: занятие-творческий отчёт.

Цель: закрепление и контроль усвоения пройденного материала.

  Задачи:  

 - способствовать усвоению знаний и навыков по начальной туристской подготовке;

- способствовать выработке таких качеств как концентрация внимания, быстрота реакции, умение ориентироваться на условия задания;

- воспитывать в учащихся  общительность,   готовность к взаимодействию с другими, умение налаживать  коммуникативные связи.

Методы обучения: проблемный, словесно-наглядный,игровой

Средства обучения:  снаряжение для оборудования полосы препятствий,  секундомер, протоколы, карточки с заданиями.

 

Ход занятия

 

I. Подготовительный этап (мотивационный).

Перед началом  мероприятия педагоги должны настроить учащихся на достижение высоких результатов в каждом виде программы. Мотивацию можно подкрепить получением участником дополнительных баллов в свою рейтинговую таблицу. Такие таблицы педагоги ведут в течение всего учебного года.  Участнику, набравшему наибольшее количество баллов    в учебном году, присваиваются звания, например, «Лучший краевед», «Лучший спортсмен», и т.п.

Для проведения творческого отчёта готовится Положение, в котором устанавливаются сроки проведения, состав команды и перечисляются этапы полосы препятствий и станции с заданиями. Отдельно готовятся условия прохождения станций и этапов.  Положение и Условия проведения соревнований доводятся до каждого детского объединения для подготовки.

Обычный состав команды для полосы препятствий 6 человек, при этом соотношение девочек и мальчиков в команде выбирается исходя из  их реального  количества в учебных группах. Учащиеся, не задействованные в командах, работают на этапах в качестве судей.

Команды одного детского объединения должны иметь единую спортивную форму, название и эмблему.

II. Основной этап (актуализация знаний, умений).

Прохождение полосы препятствий  регламентируется условиями прохождения каждого этапа.

Примерные этапы полосы препятствий

1. Установка палатки.

2. Узлы.  

3. Переправа по бревну.

4. Переправа по жердям.

5. Переправа по параллельным верёвкам.  

6. Определение азимута.

7. Переноска «пострадавшего».

Возможные станции и условия их прохождения:

Станция “Краеведческая” -  знания  по географии, истории,

топонимике  Кемеровской области.

Станция “Топографическая” - вопросы и задания по топографии.

         Станция “Полезные ископаемые” - знание условных обозначений месторождений и практическое определение горных пород, минералов и полезных ископаемых Кузбасса и Сибири.

Станция “Экстрим” - практические знания по поведению в экстремальных ситуациях природного характера.

Станция “Туристская”- показать знания и навыки, необходимые в туристском  походе.

Станция “Край  родной” - знания о родном городе, районе, его героях,  достопримечательностях  и т.д.

Станция “Флора и фауна”  - знания о животном и растительном мире Кузбасса.

Станция “Люди земли Кузнецкой” - знания о людях, оставивших свой след в  истории края, области, города.

Работа на станциях проводится по системе ралли. Каждая команда получает карточку  с указанием местонахождения станции и времени прибытия на неё.  Количество станций, их содержание может меняться в зависимости от количества участвующих команд, уровня подготовки участников и других факторов, и должно соответствовать пройденному материалу. За  каждый правильный  ответ на вопросы заданий на станциях команда получает 1 балл.

III. Заключительный этап (рефлексия).

После окончания соревнований подводятся итоги. Лучший результат на полосе препятствий определяется по наименьшему времени, затраченному командой на прохождение полосы препятствий.  Оно складывается из чистого времени на выполнение задания и штрафного времени.

Лучший результат работы на станциях определяется по наибольшей сумме баллов, полученных командой на всех станциях.

После подведения итогов проводится награждение команд-победителей.

Каждый педагог проводит разбор мероприятия в своём детском объединении.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования невозможно без правильной организации и анализа занятий, без постоянного поиска новых форм и методов их проведения. Наряду с традиционными формами ведения занятий в системе дополнительного образования всё большее применение находят нетрадиционные формы.

Занятия в системе дополнительного образования, в отличие от общеобразовательной школы, обладают большей вариативностью и возможностью применения нестандартных форм проведения.  Однако это не значит, что нужно полностью отказаться от стандартных форм и задача педагога найти правильное соотношение этих форм, чтобы сохранить общую педагогическую направленность обучения – получение необходимых знаний, умений, навыков, воспитание в учащихся веры в свои силы, стремления к самостоятельности, радости общения с друзьями и педагогами.

Использование нетрадиционных форм занятий в практике,  конечно,  дало положительные результаты:

- прослеживается стабильный набор учащихся в детские  объединения  туристско-краеведческой направленности. При этом ежегодно достигаются высокие результаты по показателю «сохранность численности контингента»;

- повысилась  активизация деятельности учащихся: это уже не простые учащиеся, а активные участники образовательного процесса;

- заинтересованное отношение к учебному материалу: учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на туристско-краеведческую тематику.

Учащиеся регулярно принимают активное участие в разноуровневых спортивных соревнованиях, туристско-краеведческих конкурсах, являются победителями и призерами разноуровневых соревнований по спортивному туризму, спортивному ориентированию и скалолазанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Амонашвили  Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.  – М.: Изд-во Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 496 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М., Прогресс, 2000. – 215 с.

3. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе // Обществознание в школе. 1998. - № 2. – С.10-13.

4. Божович  Л.С., Славина Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 2009. – 96 с.

5. Бутаков В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Прогресс,  1997. – 90 с.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания в школе. - М., 2000 –72 с.

7. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников, 2002. - № 2. – С. 29-34.

8. Жарова  Л.В. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся: сборник научных трудов. – Л.: Изд. ЛГПИ, 1985. – 267 с.

9. Кульневич  С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М.: Знание, 2004. – 245 c.

10.  Макарьева  И.С. Если ваш ребенок левша. - СПб.: Изд-во «Лань», 2-е изд., стер. 2003. – 80 с.

11.  Парашкович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. - Арзамак, 2005. – 59 с.

12.  Плахов  И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 127 с.

13.   Подласый  И.П.Педагогика: учебник. – М.: Знание, 2006. – 324 с.

14.  Помелов  В.Б.  А.И. Анастасиев и его вклад в отечественную педагогику //  Педагогика. - 2002. - № 1. – С. 75-80.

15.  Селевко  Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Нар. образование, 1998. - 255 с.

16.  Селевко  Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и эффективного управления УВП.  – М.: НИИ школьных технологий, 2005.  – 288 с.

17.  Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках.  –  Белгород, 1997. – 314 с.

18.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Теоретические проблемы педагогики / под.ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 -584 с.

19.  Харламов  И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение, 1990. - 421 с.

 

20.  Захаров, Д.А. Нетрадиционные формы обучения [Электронный  ресурс].

URL: http://www.referat.ru/referats/view/27952   (дата обращения 09.09.2019)

 

21.  Нечаева, М.А. Нестандартные уроки [Электронный  ресурс].

URL: http://www.bestreferat.ru/referat-98949.html      (дата обращения 19.12.2019)

 

22. Репкина, В.Н. «Нестандартные уроки - путь к успеху» [Электронный  ресурс]. URL: http://tana.ucoz.ru/load/411-1-0-220   (дата обращения 09.02.2020)

 

23.  Социальная сеть работников образования  [Электронный ресурс].

URL: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/09/10/kozha-naruzhnyy-pokrovnyy-organ   (дата обращения 09.09.2020)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  СТАНЦИЙ  К  УРОКУ  ПО ТЕМЕ «Творческий  отчет»

 

ЗАДАНИЕ

для станции «Краеведческая»

Краеведческий диктант

«Когда-то здесь шумела зелёная тайга. Теперь лишь осинники, террикон, дома вокруг, амбар заслоняет солнце. Бело вокруг от пыли. Мохнатая ель стоит на поляне. Множество птичьих стай донизу облепили её. Белый лунь гарлыкал на ветках, закусали его комары. Пресса много писала и рассказывала об этом».

В этом тексте «спрятаны» 12 географических названий:

Зелёная  -  гора в районе п. Шерегеш, центр горнолыжного

спорта в Кузбассе.

Тайга  -  город

Осинники  -  город

Кондома  -  река в Горной Шории, левый приток реки Томь

Барзас - поселок и  река на севере области

Белово -  город

Мохнатая - гора в Салаирском кряже

Тайдон - река, правый приток реки Томь

Уньга  -  река, левый приток реки Томь

Уса - река, правый приток реки Томь

Салаир - город в Гурьевском районе

Каз - посёлок в Таштагольском районе.

 

За каждое найденное название  даётся 1  балл. Максимальное количество баллов - 12.

ЗАДАНИЕ

для станции «Топографическая»

 Топографический диктант

Команде выдаётся карточка с текстом, в котором нужно подчёркнутые слова  заменить условными топографическими знаками.

«Мы доехали до станции Дуброво по двухпутной электрифицированной  дороге. От станции по лесной дороге  пошли к посёлку Староизвестковый, рядом с которым был песчаный карьер.  Вдоль дороги по обеим сторонам росли кусты боярышника.  Пройдя  лес, мы вышли на большой  луг и увидели вдали скальный обрыв.  Посреди поляны возвышалась одинокая скала-останец,  а рядом с ней бил из земли  родник.  Напившись ключевой воды, мы прошли поляну и, снова углубившись в лес, попали в бурелом.  Пройдя через него, подошли к  непроходимому болоту,  заросшему камышом. Обойдя болото, вышли на просеку и по ней подошли к домику. Рядом  с   ним находился колодец. Отдохнув, пошли дальше и вскоре вышли на шоссе.  Справа к шоссе примыкал участок горелого леса. Деревьев здесь почти не осталось, но всё заросло колючим кустарником.  Возле отдельно лежащего камня мы устроили привал.  Было слышно, как за лесом гудели моторы самолётов - там располагался аэропорт».

За каждый правильно изображённый знак даётся 1 балл. Максимальное количество баллов - 20.

ЗАДАНИЕ

для станции  «Полезные ископаемые»

Ведущий дает играющим описание какого-либо полезного ископаемого по методу «дозированной информации». Участники команды отвечают по очереди.

Зачитывается информация под цифрой 1. При правильном ответе даётся 3 балла. Если ответа нет, следует информация под цифрой 2, и ответ стоит 2 балла. На ответ за полную информацию – 1 балл.

 Давший неправильный ответ в последующих ответах на этот вопрос участия не принимает.

1. Этот металл является самым распространённым на Земле и составляет 8 % от  массы всей земной коры. В природе в чистом виде он не встречается, а добывается путём переработки сырья, залежи которого имеются во многих регионах, в том числе и в Кузбассе.

2. Многие драгоценные камни (сапфиры, рубины, гранаты) являются соединениями этого металла.

3. Этот серебристо-белый мягкий металл в три раза легче железа. Из него можно тянуть проволоку тоньше волоса и изготавливать пластины толщиной с бумажный лист и тоньше.

(Алюминий)

1. Этот минерал известен очень давно и назывался «мыльный камень». Это самый мягкий минерал из всех известных человеку. Окраска его серебристо-белая или нежно-зелёная.

2.  Основное его применение - косметика, медицина, металлургия, с ним иногда приходится иметь дело владельцам автомобилей, мотоциклов и  велосипедов, а также спортсменам - гимнастам и штангистам.

3. В Кузбассе находится одно из крупнейших  месторождений этого минерала.

                 (Тальк)

1. Этот минерал относится к группе водных алюмосиликатов, имеет кристаллическую структуру и перламутровый блеск. Внешне он похож на закаменевшую пластичную глину.

2. Добавка его в корм животным повышает их продуктивность, избавляет от многих болезней. Может он использоваться и как удобрение.

3. Месторождение этого минерала находится в Крапивинском районе, на берегах таёжной речушки Пегас.

(Цеолит)

1. О наличии этого полезного ископаемого на территории нашей области было известно ещё раньше, чем об угле.

2. Для его производства, кроме основной  руды,  требуется и много других различных топливно-сырьевых компонентов, а также воды и электроэнергии.

3. Первый завод по его выплавке на территории нашей области находился в селе Томском.

(Железо)

1.Есть легенда, что даже Тамерлан знал о чудесных свойствах этого минерала и хранил его в своей сокровищнице под надёжной охраной.

2. В старину его называли «хлебным камнем».

3.  Крупным месторождением этого минерала в нашей области является Белкинское, расположенное в Горной Шории, в среднем течении  реки Пызас.

(Фосфорит)

1.Тугоплавкий металл, цвет его колеблется от жёлтого до красного

2. Известен человеку с древнейших времён, из него изготавливали

посуду, монеты, предметы вооружения.

3. При соединении этого металла с оловом получается сплав, из которого льют медали, скульптуры.

(Медь)

Максимальное количество баллов в этом задании - 21

ВОПРОСЫ

для станции «Туристская»

Командам выдаются карточки с вопросами. На отдельных листках команды дают ответы и сдают их в жюри.

1. Какой тип костра предпочтительнее использовать для приготовления пищи  -  «колодец», он даёт много жара и углей.

2.  По каким признакам можно определить наивысшую точку подъёма воды в русле реки -  по остаткам мусора на ветках кустов, оставшегося после паводка, по норам птиц и грызунов на обрывах - они всегда располагаются выше  возможного уровня подъёма воды.  

3. Сколько человек могут одновременно находиться на лавиноопасном склоне при его пересечении - лавиноопасный склон проходится по одному, с выставлением наблюдателя.

4. Как называется такой тип костра – (приводится рисунок)

5. Что такое перекат? - мелководный участок реки с беспорядочно расположенными  в русле   камнями и быстрым течением.

6. Какую следует ожидать  погоду, если:

-  ласточки летают низко над землёй -  дождь;

- дым от костра поднимается вертикально вверх -  ясную погоду;

- ветер дует порывами, часто меняет направление - к непогоде.

7. Что такое бахилы? -  матерчатый мешок, одеваемый поверх обуви, для предотвращения попадания в неё снега.

8. Сколько километров в 1 см на карте, если масштаб  1 : 100 000 –

 в 1см 1 км.

9. Чего нельзя делать при укусе змеёй? - нельзя: прижигать ранку, накладывать жгут.

10. В какое время суток лучше переправляться через горные реки? - горные реки безопаснее переходить в ранние утренние часы.

11. Как отличить ложный опёнок от настоящего?  - настоящий имеет на ножке  т.н. «юбочку», у ложного она отсутствует.

12.  Как определить по карте,  какой склон круче? - круче тот склон, где гуще горизонтали.

Максимальное количество баллов в этом задании – 12.

ВОПРОСЫ

для станции  «Край  родной»

На этой станции играющим обычно предлагается кроссворды.  Сетки остаются постоянными, вопросы могут меняться. Ниже приведен один из вариантов вопросов для кроссворда «Любимый город».

1. Райцентр в Ивановской области, художники которого расписывали

  стены Дворца творчества детей и молодёжи нашего города. Палех

2. Село в Беловском районе.      Инюшка

3. Беловчанин, Герой Социалистического труда.   Бизин

4. Новое название шахты  «Инская».     «Листвяжная»

5. Название одной из остановок автобуса маршрута № 1. «Ремстрой»

6. Изобретатели паровоза, макет которого установлен на привокзальной

              площади города. Черепановы

7. Советский писатель, его именем названа одна из улиц города. Гайдар

8. Название магазина на привокзальной площади.  «Сигнал»

9. Фамилия главы администрации нашего города.   Курносов

10. Беловчанин, Герой Советского Союза (посмертно). Стрепетов

11. Современное название завода «Кузбассрадио».   «Сибэлком»

12. Главный городской «очаг культуры»      ЦДК

 

ВОПРОСЫ

для станции “Флора и фауна”

1. Это самый маленький представитель семейства оленей, к тому же он

не имеет рогов. Кабарга

2. Эта хищная птица в отличие от своих собратьев питается рыбой. скопа

3. Научное название этого растения  пион уклоняющийся, а в народе его называют ......  .  Марьин корень

4. Это дерево самое распространённое на территории нашей страны. Лиственница

5. Эта птица любит хвалить место, где она живёт.  Кулик

6. Про берёзу в старину говорили, что это дерево «о четырёх делах». Одно из них «мир освещать». Почему мы так говорим?  Из берёзы делали лучины

7. Эта небольшая птичка в поисках пищи бегает по дну ручьёв, поэтому одно из её названий - водяной воробей. А называется она ........... ? Оляпка

8. Если верить народной поговорке, этот зверёк очень любит поспать. Сурок

9. Эта птица возвращается в наши края весной, когда на реках начинается ледоход. В народе так и говорят: «..........».  прилетела и хвостом лёд разломала.

Трясогузка

10. Этот небольшой кустарничек с ярко красными ягодами - одно из самых ядовитых растений Кузбасса. В переводе с латыни оно называется «Дафна печальная»,  а по-русски? Волчье лыко

11. Когда-то хитрые русские купцы выдавали сушёные листья этого растения за китайский чай. Отсюда и взялось одно из названий этого растения. Иван-чай

12. Корни этого растения имеют форму луковицы и пригодны в пищу. Научное его название «лилия кудреватая». Саранка

13. Эта рыба водится в чистых горных реках Кузнецкого Алатау, поэтому есть её можно практически сырой. Что это за рыба? Хариус

14. Это животное семейства грызунов было завезено в Кузбасс из Северной Америки в 1937 году. Ондатра

 

ВОПРОСЫ

для станции «Люди земли Кузнецкой»

Совместить номера  левой  колонки  с  буквами  правильных ответов правой колонки. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

1

Вера  Волошина

А

Советский писатель. Родился в г.Мариинске. Наиболее известная из его  повестей - «Серебряные рельсы», рассказывающая об изыскателях трассы  Абакан- Тайшет

2

Евгений Козлов

Б

Советский космонавт, первым вышел в открытый космос. Родился в селе Листвянка, Тисульского района

3

Владимир Чивилихин

В

Беловчанин, участник Великой Отечественной войны. Во время выполнения боевого задания его танк был подбит. Танкисты покинули горящую машину и автоматным огнём сдерживали натиск немцев до подхода своих. За этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза

4

Алексей  Архипович

Леонов

Г

Окончил школу № 28 г. Белово, затем Военно-медицинскую академию, участвовал в боевых действиях в Афганистане. Погиб  в бою, спасая раненого командира. Его именем названа улица в нашем городе.

5

Михаил Андреевич

Макаров

Д

Кемеровчанка, после окончания школы училась в Москве. Добровольно ушла на фронт. Во время выполнения боевого задания была ранена, взята в плен и казнена немцами в подмосковном селе  Головково

6

Семён  Ульянович

Ремезов

Е

Беловчанин, машинист локомотивного

депо. 1 апреля 1937 года провёл первый электровоз на участке Белово – Прокопьевск

7

Галина Серебрякова

Ж

Беловчанин, мастер спорта по велогонкам. Чемпион Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году

8

Николай Алексеевич

Капишников

З

Русский исследователь Сибири. Первым составил карту Кузнецкого края

9

 Гавриил Кузьмич

Величко

И

Известная советская писательница, родилась в с.Усманка  Ижморского     р-на. Автор  известных произведений «Прометей», «Битва в пути» и др.

10

Евгений  Петров

К

Почётный гражданин Кузбасса. Руководитель  оркестра народных инструментов  шк. №15  

п. Мундыбаш с 1947 по 1990 годы

Ответы: 1-Д,  2- Г,   3-А,   4- Б,   5- В,   6-З,  7-И,  8- К,   9- Е,   10- Ж

 

Приложение 2

 

УСЛОВИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

К  УРОКУ  ПО ТЕМЕ «Творческий  отчет»

 

УСЛОВИЯ

проведения соревнований

Полоса препятствий:

Полоса может включать в себя следующие этапы: установка палатки, переправа по жердям, переправа по бревну, переправа по параллельным верёвкам,  транспортировка «пострадавшего».  

1. Установка палатки. Команда  устанавливает двухскатную палатку на две стойки и шесть растяжек. Участники могут продолжать движение на следующий этап с разрешения судьи после полного исправления недостатков.

2. Переправа по бревну. Участники переправляются  по одному, используя  горизонтальный «маятник». Передача верёвки с одного берега на другой осуществляется  участниками. В случае срыва или не передачи «маятника» участник возвращается на исходный берег. Каждому участнику даётся две попытки.  Попытка засчитывается, если участник прошёл больше половины бревна.

3. Переправа по жердям. Участники переправляются через условное болото по кладям, используя  жерди. Участники укладывают на клади жерди и проходят по ним. В  случае срыва (касание земли одной или двумя ногами) участник возвращается на предыдущую кладь. Каждому участнику даётся две попытки.

4. Переправа по параллельным верёвкам. Участники проходят этап по одному. Следующий участник может вставать на нижнюю верёвку только после того, как предыдущий сошёл с неё. В случае срыва участник возвращается на начало данного этапа.

Срывом считается касание ногами земли при отпущенной верхней верёвке. Если верхняя верёвка не отпущена, участник может восстановить равновесие и продолжать движение.   Каждому участнику даётся две попытки.

5. «Переноска «пострадавшего». Работа на этапе начинается по приходу последнего участника. Участники изготавливают носилки из судейского материала (полотно и жерди) и транспортируют «пострадавшего» до финиша.  «Пострадавший» участия в изготовлении носилок не принимает. 

 

 

Приложение 3 

 

Советы педагогу при подготовке к нетрадиционному занятию

 

Используйте как можно больше мотивационных  факторов, как на подготовительном этапе, так и во  время проведения занятия.

Не допускайте никаких излишеств. Занятие должно  быть цельным, гармоничным.

Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в  занятие.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего занятия взаимопонимание, общий язык с группой,  взаимное доверие и уважение.

Залог успеха Вашего нетрадиционного занятия – заблаговременная, тщательная, четко спланированная  подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

Оценивайте не только итоги обучения, воспитания  и развития, но и картину общения – эмоциональный тон занятия: общение педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.